Посв<ящается> А.Т. Драгомощенко
Кто не звал хоть раз, кто не кликал женщину, затерявшуюся в прошлом? Кто не искал, как слепой, ту, что отделилась от него, убежала, ушла и все уходит? Беглянку, Текуну, не удержишь — если остановишься, время обратит ее в камень. Осознание собственного одиночества и отделенности, собственной беспомощности перед силами природы и общества — все это делает его отчужденное, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней верно нет его… Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива. О богочеловек! Почто писал ты закон твой для варваров? Они, крестяся во имя твое, кровавые приносят жертвы злобе. Почто ты для них мягкосерд был? Вместо обещания будущия казни, усугубил бы казнь настоящую и, совесть возжигая по мере злодеяния, не дал бы им покоя денно-ночно, доколь страданием своим не загладят все злое, еже сотворили. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Ты не сошел потому, что, опять-таки, не захотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Но и тут ты судил о людях слишком высоко. Повторяю, не бойся ты этого и не отказывайся от своего спасения; и пусть тебя не мучает то, о чем ты говорил на суде, — что, уйдя отсюда, ты не знал бы, на что себя употребить: ведь и в других местах всюду, куда бы ты не пришел, тебя будут любить.
1 М.А. Астуриас. Маисовые люди.
2 Эрих Фромм. Искусство любить.
3 А.С. Пушкин. Евгений Оенигин.
4 Никколо Макиавелли. Государь.
5 Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
6 Эрих Фромм. Искусство любить.
7 Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.
8 Платон. Критон.
Интертекстуальная поэма-признание
(отрывок)
Он знал, кто он; он ведать мог,
В гостиной быть у ваших ног:
«Обман исчез, нет счастья! и со мной
И в шуме дня, и в тишине ночной.
Лишь начал сон… исчезло сновиденье!
Желаний пылких нетерпенье!
О счастии с младенчества тоскуя,
Его лучи / В моей печи / В окно слежу я.
И устремлялися все взоры на него.
Я всё имел, лишился вдруг всего.
Кумиры сердца сберегу я:
Два, три, четыре поцелуя!..
Я наслаждаюсь не вполне:
О, верь ты, нежная, дороже славы мне.
Но я дитя в то время был,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.
Какой же плод науки долгих лет?
Я повторяю свой обет.
И, мнится, сердцем разумею:
Не ослеплен я музою моею. —
К ее ногам и под защиту к ней. —
Как много ты в немного дней…
Быстро, быстро пролетели…
Надежд своих лишен я прежней цели…
Что толковать о старине!
Пусть день угаснет в тишине.
И цеп стучит, и с шумом жернова.
Скажите, долго ль будет вам
Внимать с холодною улыбкой.
Всё мнится, счастлив я ошибкой.
Понятна сердцу ты, уму непостижима.
Хотя не льщусь уж быть любимым,
Я сердца моего не скрою:
Ты, может быть, была любима мною.
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Одна любовь, одно изнеможенье…»
«Присутствием душа твоя полна…
Послушай, — молвила она.
Он пересоздан был на миг
Ее живым воображеньем;
Ей своенравный зрелся лик,
Она ласкала с упоеньем
Одно видение свое.
И гасла вдруг мечта ее. — …»
<продолжение следует?>